Main Menu

Несбывшаяся мечта эфиопского летчика

Асрас Касса

Сегодня я расскажу вам об Асрасе Касса, 46-летнем выходце одной из африканских стран — Эфиопии. Асрас — один из тех африканцев, которые проходили обучение в Киргизской ССР, во Фрунзе.

Как вспоминает сам Асрас, те советские времена, насыщенные удачей и жаждой жизни, казались вполне перспективными: 19-летний юноша учился на военного летчика — престижнейшую в Эфиопии профессию, после учебы Асрас планировал вернуться домой, жениться и обустроить свое семейное гнездышко. Он уверенно строил планы на будущее, но распался Советский Союз, а в Эфиопии произошел государственный переворот…

Возвращаться в родной город Дебре-Зейт не имело никакого смысла, к тому же это было опасно, знакомые Асраса рассказывали об убийствах. Нередко мирные жители погибали в локальных конфликтах, которые не прекращались после окончания затяжной гражданской войны. За 31 год гражданской войны погибло свыше 250 000 человек.

Инстинкт самосохранения Асраса выбрал Кыргызстан. Решение далось ему нелегко: молодая среднеазиатская республика, которая находилась за сотни тысяч километров от Родины, казалась совсем чужой.

В людных местах люди меня сторонились, показывали пальцем и вслед кричали неприятные слова. Многое бывало, но я никогда не обижался,

— вспоминает Асрас.

Дело даже не в толерантности, нужно было просто выживать. Асрас занялся коммерцией и перепродавал товары из Москвы. Дела шли не очень хорошо, но на жизнь хватало. Спустя год он решил найти постоянную профессию и в 1993 году поступил в училище, став водителем троллейбуса.

Работа мне нравилась, но со временем стало тяжелей,

— говорит Асрас.

Кстати, сегодня почти невозможно выполнить месячный рабочий план, водители бишкекских троллейбусов переживают не самые лучшие времена.

Зарплата водителя троллейбуса, по словам Асраса, не превышает 12 тысяч сомов. Редкий случай, когда они перевыполняют план по часам работы. Из-за этого он старается меньше отдыхать, в месяц берет один выходной день, который и то уходит на бытовые дела.

Асрас копит деньги на поездки в Эфиопию: там у него осталась родная семья, которую он навещает раз в два года. В те редкие моменты, когда он бывает у себя на родине, его посещают мысли остаться, но безработица и отсутствие перспектив останавливают его.

Родина есть родина, но работы там (в Эфиопии) нет. Вроде иногда думаю — надо что-то менять в своей жизни, с одной стороны, здесь, в Кыргызстане у меня все стабильно, свобода, но…

— Асрас поднял глаза и задумчиво посмотрел куда-то в потолок.

В его тусклых глазах я заметил усталость. Казалось, он словно перематывает всю свою жизнь перед глазами и задает себе один-единственный вопрос: «Не прожил ли я все эти годы впустую?»

Он опустил взгляд и теперь смотрел прямо мне в глаза.

Раньше было тяжелей, понимаешь? Я был совсем один, сейчас все намного лучше. Я привык тут, понимаешь? Мне здесь в принципе хорошо.

«Друг, тебе даже 50 нет, смелей, найди свою половинку, обзаводись детьми и живи в свое удовольствие», — хотел уже было сказать ему, но Асрас вдруг заговорил о родственниках.

Знаешь, раньше особо не появлялось желания общаться с родными, — начал Асрас. — Но в последнее время звоню частенько, на праздники обязательно позвоню — поздравлю. Сейчас появился Интернет, часто общаемся по скайпу, все время спрашивают, женился ли я или нет.

Кстати, о личной жизни. Асрас был женат, но, говорит, не прижились. Сейчас он не оставляет надежды вновь жениться и стать отцом.

Посмотрим год, два. Если ничего не изменится, то, наверное, улечу,

— теперь уже уверенно сказал Асрас.

В Кыргызстане он не совсем одинок, у него есть друзья и куча знакомых. Помимо друзей из числа местных жителей Асрас активно общается с земляками-африканцами, которые, как и он, остались здесь жить. Один из них работает водителем маршрутки, другой — в службе доставки почты.

Мы общаемся, иногда видимся. У одного уже жена есть, ребенок скоро,

— говорит Асрас.

Он поднял руку и посмотрел на часы, давая понять, что, мол, пора домой. Эта была 15-минутная приятельская беседа.

— Не хотите пожелать что-нибудь кыргызстанцам? — неожиданно для себя спрашиваю его.
— А зачем?
— Я напишу о вас у себя в блоге.

Он утвердительно кивнул в ответ, улыбнулся и искренне сказал: (я специально сохранил акцент и интонацию ответа).

Ну что я пожэлаю? Каждэму дому — тепло, каждэму дому — радость, всем всего наилучшего! Каждэму — индивидуально, хорощий…, плохой…, рабочий, не рабочий. Всем!

Если вам понравилась эта история, расскажите другим, пусть каждый бишкекчанин узнает и просто улыбнется Асрасу при случайной встрече. Бишкек ведь небольшой и троллейбусов немного в городе. Искренне желаю Асрасу крепкого здоровья, мне бы хотелось, чтобы он нашел свой икигай и вновь женился!

Кайрат БЕКМАМБЕТОВ.






Добавить комментарий